Анна С (annastorm) wrote,
Анна С
annastorm

В офортной мастерской

IMG_5154.JPG



Я очень далека от искусства. Рисовать не умею, да и вообще руки растут в этом плане точно не из того места. Но смотреть как создается шедевр и вникнуть в процесс я люблю. Недавно познакомилась с техникой офорт.

Офорт (фр. eau forte – крепкая вода) – разновидность гравюры, выполняемая на металле путем вытравливания азотной кислотой (для железа) или хлорного железа (для меди). Разновидность глубокой печати. Кстати крепкая вода - это кислота.

Необычная мастерская офорта находится в Школе акварели Сергея Андрияки в Гороховском переулке в старинном здании бывшего Приюта для сирот евангелического попечительства о бедных женщинах и детях. Постройка 1888-1889 гг. архитектором Максимом Карловичем Геппенером.

IMG_5174.JPG
2.
В приют принимали не только сирот евангилического вероисповедания, но и детей из бедных семей. В 1909 году к основному зданию была сделана пристройка в виде одноэтажного флигеля по проекту архитектора Артура Федоровича Карста. Спустя некоторое время это строение подняли еще на один этаж и органично вписали в архитектурные формы и декор, исполненные еще Геппенером. Годом закрытия приюта считается 1916 год. В годы советской власти, в 1923 году здесь открыли «Детский дом для питания». В 1940 году сюда заселился Мособлпромсовет, а с 1972 одно из его подразделений - Архитектурно-планировочное управление.
До конца 1990-х годов здание занимали мастерские «Архитектурно-художественного фонда» и «Московский областной художественный фонд». К 1999 году бывший Евангелический приют в Гороховском переулке, 17 отреставрировали силами Института «Спецпроектреставрация», после чего здесь начала работать Школа акварели под руководством Сергея Андрияки.

IMG_5011.JPG
3.

Проходим внутрь. С порога чувствуется, что здесь творят талантливые люди. Здесь кстати находится музейно-выставочный комплекс. Кессонный потолок

IMG_5012.JPG
4.

Мы же отправляемся в недра здания, кстати оно какой-то не простой планировки, наверное из-за перестроений.

IMG_5014.JPG
5.

Нашим гидом в мир офорта стала Анна Полинская. Анна выпускница школы С.Андрияки, сейчас является преподавателем и сама занимается офортом.

IMG_5019.JPG
6.

Немного истории.

Впервые техника гравировки посредством вытравливания кислотой была использована аугсбургским мастером Даниэлем Хопфером в 1501 году. Приблизительно в это же время другой художник – Альбрехт Дюрер – выполняет шесть офортов, используя при этом стальную доску. Самым известным из первых гравюр этого мастера произведением считается «Большая пушка». Этими граверами использовались стальные пластины. Однако уже в первой половине XV века становятся известными техники выполнения офорта на меди, после чего этот металл на долгое время становится основным, используемым для гравировки.

Как вид искусства офорт достигает своего расцвета только в XVII веке. В это время данную технику активно используют в основном французские, итальянские и голландские мастера. В Голландии этот вид рисунка приравнивается даже к настоящей живописи. Большой вклад в развитие офорта и его исключительное признание внес Рембрандт Харменс ван Рейн (1606 – 1669 гг.). Работы этого мастера до сих пор считаются непревзойденными образцами графического искусства.

IMG_5016.JPG
7.

В центре студии стоит пресс-станок. Конструкция простая и вот этому экземпляру уже много лет. Сама мастерская офорта очень приятное место

IMG_5081.JPG
8.

Технология создания картин сложная. И главное правильно подготовить основу для будущей доски. Для этого медную пластину шлифуют до зеркального блеска, а потом натирают лаком. В холодном виде выглядит он как кусок черной смолы.

IMG_5024.JPG
9.

Грунтовку делают на специальном подогреваемом столе.

IMG_5026.JPG
10.

Мастер должен заранее нарисовать эскиз, чтобы четко понять форму и размеры доски для офорта. После того как поверхность медной пластины готова нужно нанести на нее сам рисунок. Для этого используют вот такие иглы разного сечения.

IMG_5028.JPG
11.

Наносить изображение на медную доску необходимо в зеркальном отображении. Для этого мастера используют зеркало.

IMG_5029.JPG
12.

Трогать загрунтованную пластину руками нельзя, поэтому несложное ухищрение

IMG_5033.JPG
13.

IMG_5036.JPG
14.

В мастерской очень много разных досок, вот несколько уже готовых к использованию. С каждой пластины можно получить от 100 до 1000 оттисков, все зависит от глубины рисунка.

IMG_5046.JPG
15.

После выдавливания эскиза пластину подвергают действию кислоты. Она попадая в штрихи делает из глубже. Поэтому говорят, что это глубокая печать.

IMG_5055.JPG
16.

Обработку кислотой можно производить несколько раз, добиваясь нужной глубины бороздок

IMG_5096.JPG
17.

Затем грунтовку смывают уайт-спиритом, за одно и обезжириваем.

IMG_5062.JPG
18.

Техника офорт позволяет сделать очень тонкие штрихи на картине

IMG_5069.JPG
19.

Можно печатать картины в цвете, но для этого придется делать несколько досок.

IMG_5075.JPG
20.

Здесь можно увидеть разницу между офортом и эскизом. Как думаете какой где?

IMG_5078.JPG
21. слева эскиз

Вот пример офорта. Штрихи совсем незаметные, будто нарисованные, но так не сделать даже карандашом. Картинка получается объемной.

IMG_5093.JPG
22.

IMG_5090.JPG
23.

IMG_5092.JPG
24.

IMG_5104.JPG
25.

Мы тоже поучаствовали. Я очень плохо рисую, да и с фантазией не очень. А вот nattengottin нарисовала очаровательную рыбку, которую мы смогли напечатать

IMG_5087.JPG
26.

Также для печати выбрали несколько готовых картинок. "Рождественский олень" автор Анна Полинская

IMG_5088.JPG
27.

В медную пластину втирают краску

IMG_5129.JPG
28.

Затем специально подготовленной марлей шлифуют, снимая излишки краски

IMG_5135.JPG
29.

Вот готовая к оттиску доска

IMG_5137.JPG
30.

С рыбкой сложнее. Вначале смываем грунтовку с помощью растворителя. А уже дальше как с оленем

IMG_5117.JPG
31.

Печать на станке. Кладем нашу пластину

IMG_5139.JPG
33.

Сверху накрываем бумагой. Годится кстати не вся, или специальная нужны для офорта или ватман. Перед печатью ватман должен быть хорошо промочен, чтобы лучше воспринять краску. Нет с листа не течет вода, но он сильно влажный

IMG_5140.JPG
34.

Затем накрываем мягкой тканью, типа тонкого драпа и вращаем колесо пресса

IMG_5142.JPG
35.

Поучаствовать успели все, на фото Наташа _twin_

IMG_5144.JPG
36.

Фокус-покус и

IMG_5148.JPG
37.

иии

IMG_5149.JPG
38.

Мы получили офортный оттиск

IMG_5150.JPG
39.

Поупражнялись мы на славу. Вот фонарь

IMG_5159.JPG
40.

И рыба, которую нарисовали блогеры

IMG_5160.JPG
41.

Пока наши оттиски сохли, Анна рассказала нам о других видах офорта. Офорт включает в себя несколько направлений: травленый штрих, сухая игла, акватинта, мягкий лак.

Сухая игла - это способ при котором травление не производится, художнику приходится делать штрихи глубже изначально. Сухой иглой как раз сделали рыбку.

Травленный штрих - это олень и другие работы Анна.

Акватинта - вид офорта, позволяющие сделать разную тональность, фактуру у довольно больших областей. Процесс сложнее, чем обычный офорт, но есть приемущества - рисунок получается сделанный будто акварелью. Поэтому аквантита часто используется совместно с офортом. Одним из первых кто стал использовать эту технику был Франсиско Гойя.

Мягкий лак. Вначале офортный грунт смешивается с жиром: от этого он становится мягким и легко отстаёт. Затем загрунтованная печатная форма покрывается зернистой бумагой, и на бумагу наносится рисунок твердым карандашом. От давления карандаша частицы грунта прилипают к бумаге и затем легко снимаются вместе с ней. После этого печатная форма подвергается травлению азотной кислотой или раствором хлорного железа. При травлении кислота действует на доску только в местах, освободившихся от лака. С протравленной доски лак смывают горячей водой, покрывают краской и производят печатание.

IMG_5105.JPG
42.

Это тоже оттиск, сделанный учителем Анна. Дальше покажу еще несколько работ в технике офорт

IMG_5108.JPG
43.

Вот пример акватинты

IMG_5110.JPG
44.

Цветная печать офорт

IMG_5161.JPG
45.

IMG_5162.JPG
46.

Печать можно делать разными красками и используя цветную бумагу

IMG_5165.JPG
47.

Вот в эту я просто влюбилась!

IMG_5168.JPG
48.

Очень сложная работа, но какая живая.

IMG_5170.JPG
49.

Если вы неплохо владеете навыками рисунка, то можете попробовать себя в офорте. Техника не простая, требует невероятного терпения и усидчивости, но результат того стоит. За информацией об курсе уроков пишите Анне или в группу PRO офорт

Увидеть работы художников офортной мастерской можно до 5 мая в Манеже совершенно бесплатно!

За приглашение на экскурсию благодарю сообщество московских блогеров mosblogи Мастерскую офорта

P.S. завтра очень хочу выбраться на выставку, если температура пройдет(

Tags: Школа акварели С.Андрияки, мастер класс, офорт
Subscribe

Recent Posts from This Journal

  • С котопятницей!

    Этого симпатягу мы встретили в порту маленького городка Ичичи. Думаю его тут любят. Он хотел пообщаться, но так и не решился выйти из укрытия…

  • "Вредные советы" от Школы современной пьесы

    Если вы по коридору Мчитесь на велосипеде, А навстречу вам из ванной Вышел папа погулять, Не сворачивайте в кухню, В кухне - твердый…

  • Про наши комплексы и фитнес клуб. Стыд и ужас

    В фитнес сейчас только очень ленивый не ходит. Я вначале ходила на работе и поражалась какие люди приятные, как персонал, так и те, кто со мной…

promo annastorm march 4, 2016 17:43 12
Buy for 10 tokens
Очень удобное и вкусное блюдо. А еще оно подходит для занятых людей, ведь горшочки можно подготовить заранее, а потом в нужный момент просто поставить в духовку. Особенно горшочки любит сын. И довольно часто просит их приготовить на ужин. Итак на 3 порции: Филе грудки куриной - 2 большие и 3…
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 15 comments