annastorm

Categories:

Останки Коломенского завода тяжелого станкостроения (КЗТС)

Продолжаю рассказывать про нашу первую поездку после самоизоляции по маршруту Зарайск-Рязань-Коломна. И сегодня хочу показать вам не ту красиво-пряничную Коломну, которая так полюбилась многим туристам, а другую настоящую, ушедшее величие.

Про ЗТС я даже не слышала, так как все родня работала на Коломзаводе. Поэтому было особенно удивительно увидеть территорию этого гиганта. Нам бы и не пришло в голову приехать сюда если бы не путь к нашей базе отдыха где нам очень понравилось. 

Коломенскому завода тяжелого станкостроения в этом году исполнилось 106 лет. В Российской империи здесь начинали с конных повозок, потом, в советские времена, делали пушки и, наконец, перешли к станкам. ЗТС был настоящим гигантом советской индустрии и занимал огромную территорию, которая теперь поделена между несколькими юридическими лицами. В общем, случилось то, что обычно случалось с такого рода предприятиями в годы, когда страна увлеклась торговлей и финансами: завод обанкротился.

Вот в этом здании сейчас располагается Проф.училище №30 или просто «Колледж Коломна»

Профессиональное училище №30
Профессиональное училище №30
Профессиональное училище №30
Профессиональное училище №30

Напротив памятник без подписи, но явно ведь Маяковский.

Территория КЗТС памятник Маяковскому
Территория КЗТС памятник Маяковскому

Обходим техникум слева. Тут одно здание бежевого цвета явно занято какой-то фирмой.

А вот так выглядит здание колледжа сбоку.

Еще один заброшенный цех.

Заброшенный цех
Заброшенный цех

Около него сворачиваем направо. 

Заброшенный цех вид сбоку
Заброшенный цех вид сбоку

Здесь можно посмотреть на исторические здания завода с другой стороны. Архитектура шикарная, жаль, что некоторые окна уже поменяли на пластиковые. 

Территорию завода с высоты птичьего полета смотрите здесь

Немного истории.

В 1912 году Эмиль Липгарт выкупил у крестьян деревню Бочманово и 23 июня 1914 года Товарищество «Эмиль Липгар и К°» обратилось к московскому губернатору с просьбой выдать разрешение на открытие Бочмановской фабрики сельскохозяйственных машин. На участке земли в 59 десятин началось производство плугов, молотилок и веялок.

В 1915 году фабрика была выкуплена Коломенским машиностроительным заводом и на ней организовано производство снарядов. После Октябрьской революции фабрика была преобразована в Государственный артиллерийский ремонтно-опытный завод (ГАРОЗ). Заводу было присвоено имя К.Е. Ворошилова. В документации он обычно назывался «Завод № 4», с 1939 года подчинялся Народному комиссариату вооружения СССР. В открытых источниках его именовали «Завод сельскохозяйственных машин имени К. Е. Ворошилова». Завод занимался в основном ремонтом артиллерийского вооружения Красной Армии и опытными работами по новым образцам. С началом Великой отечественной войны начал массовое производство зенитных орудий и другого артиллерийского вооружения. 


В
1920 году завод насчитывал уже около 4 тысяч работников. В предвоенные годы предприятие занималось ремонтом артиллерийских систем. Во время Великой Отечественной войны завод был эвакуирован в город Красноярск, где на его базе возник современный оборонный Красноярский машиностроительный завод (п/я №32). В то время производство военной техники было главным для предприятия.  В Коломне же на освободившихся площадях наладили ремонт пулеметов, винтовок и зенитных орудий. На Бочмановском заводе собирали виллисы, студебеккеры и другие машины из запчастей, которые поставляли по лендлизу. Всего было собрано 45 тысяч автомобилей. 

В 1948 году Совет Министров СССР издал постановление о создании Государственного Коломенского завода тяжелого станкостроения. За полвека развития завода только число разнообразных типов и моделей коломенских машин превысило 1000 наименований. Было выпущено около 8,5 тысячи уникальных тяжелых станков и 825 гидравлических прессов. Из общего объема изготавливаемых машин почти четверть поставлялась в 50 стран мира, в том числе США, Германию, Англию, Францию, Японию, Китай. 

В 50-е годы Коломенский ЗТС поставлял уникальные гидравлические прессы для создания магистральных газонефтепроводных труб-гигантов диаметром до 1620 мм.
Традиционной продукцией на заводе считались выпуск гаммы карусельных станков с диаметром обработки от 1200 до 2500 мм и зубофрезерных станков до 20 000 мм.
Так, в 1970 году
из мастерских завода вышел двадцатиметровый карусельный станок-гигант КУ299. Его изготовили для японской фирмы «Хитачи». Он весил 1100 тонн и служил для обработки деталей диаметром 16 - 20 метров, при наибольшем их весе 960 тонн. Высота станка достигала высоты восьмиэтажного дома!

Распада СССР завод не пережил. В 2011-м году ЗАО «Станкотех» поглолил обанкротившееся предприятие ООО «СКБ-ЗТС», созданное на основе цеха прецизионных станков бывшего Коломенского завода тяжелого машиностроения. В 2013 году ЗАО «Станкотех», управляющее производством в Коломне, объединилось со станкостроительным заводом в Стерлитамаке (НПО «Станкостроение») в группу «СТАН». В октябре этого года было объявлено о присоединении к группе еще двух станкостроительных производств в Рязани и Иванове. 

Станки, которые строятся сегодня в Коломне, — это совсем не рядовое оборудование. Изготовлен и работает в цехе уникальный станок-трубогиб, постепенно воплощается в металле универсальный раскатной стан УРС-3200, проектируется станок для вырезания вафельного фона и многое другое.

По материалам:
https://kolomna-spravka.ru/news/28829?utm_source=clipboard

https://www.yaplakal.com/forum2/topic1014478.html
http://stanki-katalog.ru/st_kolomna.htm

Рекомендую к посещению всем кто любит промышленную архитектуру начала XX века.

Buy for 50 tokens
Buy promo for minimal price.
Previous
← Ctrl ← Alt
Next
Ctrl → Alt →

Error

default userpic

Your IP address will be recorded 

When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
Previous
← Ctrl ← Alt
Next
Ctrl → Alt →